PROмаркетинг

Бренд – расходы или инвестиция в будущее?

Что влияет на узнаваемость бренда? Чёткая концепция, понятная потребителю философия, запоминающийся логотип. Если логотип в теории можно разработать за сутки, то вот на создание бренда могут уйти годы. И всё же эти понятия неразрывно связаны. Поиск собственной аутентичности для бизнеса – путь через тернии к звёздам. С чего начинать разработку бренда? Насколько важно локальным производителем иметь как бренд, так и узнаваемый логотип?

На курорте подвели итоги конкурса логотипов «Выбирай сочинское». Мы уже рассказывали, что Клуб маркетологов Сочи принял участие в отборе победителей и учредил специальный приз. На 100% уверены, что узнаваемый бренд станет точкой роста популярности местных производителей не только в Сочи, но и за его пределами! О важности разработки собственного бренда читайте в нашем материале. За экспертным мнением мы обратились к жюри и участникам конкурса «Выбирай сочинское».

Инструмент узнавания №1

Элементы бренда – это название, логотип, цвета, звуки, ценности, культура, восприятие, посылы, мнения, маркетинг… Всё это необходимо детально прорабатывать, чтобы добиться успеха. Самые узнаваемые бренды во всём мире – Google, Apple, Coca-Cola. Все знают не только тот продукт, который они выпускают, но и фирменные цвета, логотипы. С локальными производителями ситуация не столь оптимистичная. Брендирование – не вопрос №1 для малого и среднего предпринимательства.

- Бренд – это и есть тот инструмент, через который о вас узнают, - комментирует Арсений Никитенко, арт-директор коммуникационного агентства MEDIAN. – Да, есть продукт. Но если у продукта нет имени, то о нём никто не узнает. Бренд помогает производителям рассказать о себе. Как правильно работать над брендом? Мыслить шире и не думать, что бренд – это только логотип и цвет. Это ваша послание, философия, которую вы хотите донести до других людей. Сделать это можно как через визуальные приёмы, так и звуки, запахи, создание определённой атмосферы.

Почему брендирование по большей части остаётся на задворках регионального бизнеса? Основных причины две. Во-первых, если бизнес находится в условиях «выжить или умереть», то о нужных смыслах, философии и концепции особо не думается. Во-вторых, даже успешные предприниматели недооценивают роль брендирования. Вот и получается, что в лучшем случае брендинг в России приравнивается исключительно к дизайну логотипов.

Про локальный патриотизм

Руководитель брендингового агентства «МАРТ» Николай Запорожский уверен, что брендирование местных производителей – это напрямую работа с локальным патриотизмом. И в перспективе это может принести хорошие плоды:

- Что такое бренд? Бренд – это образ и ассоциации с продуктом в голове у потребителя. Поэтому, на мой взгляд, именно название «Выбирай сочинское» несколько неправильно. Потому что, это пока ещё не бренд, а знак качества и маркировка локальных продуктов. В качестве примера приведу знак качества «Сделано в СССР» - этот лейбл крепился на разную продукты и товары, произведённые в Советском Союзе. По факту, это некий мета-бренд на других брендах. Вот и «Выбирай сочинское» - тоже мета-бренд, подчёркивающий локальность продуктов. Нужен ли он производителям? Да! Это хороший дополнительный стимул для жителей города покупать локальные продукты. Это работа с локальным патриотизмом. Кроме того, маркировка продукции местных производителей покажет масштаб локального производства, что скажется на лояльности к городу и региону. У гостей города появится стимул попробовать продукцию местных производителей. Работа с брендом – сложный, комплексный и постоянный процесс. Первый шаг – работа над качеством продуктов, товаров, услуг. Второй – выстраивание грамотных коммуникаций с потребителем и полноценная работа с customer journey map – путём контактов потребителя с продуктом, от узнавания до приобретения продукта и формирования лояльности. Поэтому разработать логотип – это 0,0001% от работы над брендом!

По мнению Артёма Максачука, дизайнера и арт-директор холдинга, который включает РА «Слон», типографию Сочи-Пресс и РДК, в процессе создания имиджа есть несколько направлений. Если с помощью брендинга внести изменения в сторону модернизации – это одна история. Нужно искать новые ракурсы, которые будут открывать новые двери и расширять горизонты. Если зафиксироваться на том, что уже есть и хорошо работает – совершенно другая.

- Возьмём, например, бренд города Сочи или местных производителей, - объясняет Артём Максачук. – Сочи для всех понятный курорт. Но его образ из года в год меняется. Изначально отдых в Сочи ассоциировался с респектабельным – загородные дачи, вечерний променад, спокойное времяпровождение… Сейчас же это динамичный город с разными форматами развлечений. Много молодёжи, много фрилансеров, которые переехали в город на ПМЖ. Поэтому Сочи нужно позиционировать не как нечто застойное, а то, что соответствует духу времени. Эти тенденции нужно отражать в области дизайна и рекламы. Формировать позитивный имидж без налёта пафоса. Любой бренд, который проработан полноценно, будет увеличивать узнаваемость и популярность.

Самое главное, что нужно запомнить начинающему бизнесмену, брендинг – это не расходы, а инвестиция в будущее, которые обязательно окупятся. Брендинг должны использовать не только крупные компании, но и представители малого и среднего бизнеса. Только так можно отделиться от конкурентов и громко заявить о себе. И, конечно, это работающий инструмент для роста, развития и масштабирования бизнеса за пределы региона.